Все новости

Volunteers from Slovakia will work on projects at TSU for 10 monthsTwo volunteers from Slovakia have come to the UNIVOL Volunteering Center as part of the European Solidarity Corps (ESC) program. Peter Ribar and Esther Catherine Estock will work at the Ce
Two volunteers from Slovakia have come to the UNIVOL Volunteering Center as part of the European Solidarity Corps (ESC) program. Peter Ribar and Esther Catherine Estock will work at the Center for Social and Professional Volunteering, and also the International Resource Center of the TSU Research Library, for 10 months. Their project is dedicated to youth policy in volunteering at TSU and in Tomsk.   The volunteers Peter and Esther will take part in university projects and implement their ideas for events and projects. They will also conduct master classes on how to use the ESC capabilities of Russian and international TSU students and non-profit organizations that are partners of the UNIVOL Center. It also will be possible to come to them for a consultation and just chat.   - Some time ago, I returned from a three-month volunteer trip to Russia. This visit enriched me personally and left a lot of positive impressions and interesting thoughts. This experience has changed my outlook on life in this country. Therefore, one of the reasons why I decided to take part in a long-term volunteer project at Tomsk University is my interest in a deeper acquaintance with Russian culture. Also, participating in the program motivates me to improve my Russian language, - says Peter Ribar.       The volunteer added that working with young people seems very important to him because it can positively affect their actions in solving vital problems and tasks.   — Thanks to the opportunities of nonformal education, European Solidarity Corps helps volunteers acquire new competencies needed in the modern world. At the same time, volunteers don’t have any special financial costs because this is a grant program. The goal of ESC is to help young people to develop their solidarity and tolerance through participating in nonprofit volunteer programs abroad, - explains Christina Buyakova, head of the UNIVOL Center.   Information about TSU in the European database can be found on the organization’s portal.   - I want to improve my English and I hope that after the project I can speak Russian. I also want to meet new people and learn more about life in Russia. I would like to change the stereotypical opinions of people in Slovakia about Russia. Therefore, I will write a blog about my experience or maybe even a book! - shares Esther Catherine Estock.  
17.10.2019 Читать далее
Волонтеры из Словакии 10 месяцев будут работать над проектами в ТГУ
В Центр волонтерства UNIVOL в рамках программы Европейского корпуса солидарности (European solidarity corps, ESC) приехали два волонтера из Словакии. Питер Рибар и Эстер Екатерина Эшток будут работать в Центре социально-профессионального волонтерства, а также в Международном ресурсном центре Научной библиотеки ТГУ в течение 10 месяцев. Их проект посвящен молодежной политике в сфере добровольчества в ТГУ и Томске.   Волонтеры Питер и Эстер будут принимать участие в университетских волонтерских проектах, реализовывать собственные идеи мероприятий и проектов. Они также будут проводить мастер-классы о том, как использовать возможности ESC российским и иностранным студентам ТГУ и некоммерческим организациям – партнерам Центра UNIVOL. Кроме того, можно будет прийти к ним на консультацию и просто пообщаться.     – Некоторое время назад я вернулся из трехмесячной волонтерской поездки из России. Этот визит обогатил меня в личностном плане и оставил массу положительных впечатлений и интересных мыслей. Этот опыт изменил мой взгляд на жизнь в этой стране.  Поэтому одна из причин, по которой я решил принять участие в длительном волонтерском проекте в Томском университете, состоит в моем интересе к более глубокому знакомству с культурой России. Также участие в программе мотивирует меня улучшить свой русский язык, — рассказывает Питер Рибар, волонтер из Словакии.     Волонтер добавил, что работа с молодыми людьми кажется ему очень важной, потому что она может позитивно повлиять на их действия при решении жизненно важных проблем и задач.    Центр волонтерства ТГУ UNIVOL получил аккредитацию как принимающая организация в рамках ESC летом 2017 года. Первым волонтером UNIVOL в рамках программы в 2018 году стала француженка Паулин Салин. Европейский корпус солидарности поддерживает участие молодежи в различных формах волонтерской активности как в Европейском Союзе, так и за его пределами.   —Благодаря возможностям неформального образования European solidarity corps помогает волонтерам приобретать новые компетенции, необходимые в современном мире. При этом волонтеры не несут особых финансовых затрат, так как это грантовая программа. Цель ESC – помощь молодым людям в развитии их солидарности и толерантности через участие в некоммерческих добровольческих программах за границей, – объясняет руководитель Центра UNIVOL Кристина Буякова.   Информацию о ТГУ в европейской базе данных можно найти на портале организации.   – Я хочу улучшить свой английский и надеюсь, что после проекта смогу говорить по-русски. Также хочу познакомиться с новыми людьми и узнать больше о жизни в России. Я хотела бы изменить стереотипные мнения словаков о России. Поэтому я буду написать блог о своем опыте или, может быть, даже книгу! — делится Эстер Екатерина Эшток.     Следить за новостями и встречами можно в группе Центра UNIVOL vk.com/univoltsu, группе Международного ресурсного центра НБ ТГУ https://vk.com/irc_libtsu или на сайте univol.tsu.ru.    
17.10.2019 Читать далее
ТГУ в десятке сильнейших вузов Восточной Европы и Центральной Азии
  Компания Quacquarelli Symonds (QS) опубликовала рейтинг лучших вузов Восточной Европы и Центральной Азии — QS EECA University Rankings 2020. ТГУ занял 8 позицию среди 350 сильнейших вузов. Университет улучшил свои показатели по таким критериям, как репутация среди академических экспертов и работодателей, количество научных статей, в том числе с участием иностранных соавторов. По числу студентов на одного преподавателя и числу преподавателей, имеющих ученую степень, университет получил максимальную оценку – 100 баллов. Практически такой же результат у ТГУ и по числу иностранных студентов, где университет занимает 8 место.   В этом году публикуется пятая редакция рейтинга QS EECA, и Томский государственный университет показал отличную динамику развития: с 27 места в 2015 году он вошел в первую десятку среди 350 лучших университетов стран развивающейся Европы и Центральной Азии в 2019 году.   – Тот факт, что ТГУ не просто улучшил свои позиции, а вошел в 10 сильнейших вузов Европы и стран Азии, подтверждает правильность выбранного нами вектора на формирование экосистемы вуза и на экспорт образовательных технологий. Сейчас эти акценты легли в основу создаваемого в Томской области НОЦа мирового уровня, – подчеркнул Эдуард Галажинский. – Сильнейшая позиция – 1 место среди российских университетов по количеству иностранных студентов — является показателем высококачественного обучения в Томском государственном университете.   В публикуемую часть рейтинга в этом году вошли 350 лучших университета региона, 105 из них — из России. Первое место, как и годом ранее, занимает МГУ им. М.В. Ломоносова.   Эксперты рейтинга оценивали университеты по десяти критериям. Учитывались репутация академическая и среди работодателей, соотношение научно-педагогического состава и студентов, количество публикаций на одного сотрудника, международные научные связи, эффективность интернет-ресурсов вуза, доля сотрудников со степенью PhD, количество цитирований на одну статью, доля иностранных сотрудников и иностранных студентов.   — У нас амбициозные цели в части развития экспорта образовательных услуг, достичь которых возможно, соединив современные образовательные технологии, инновационный подход, лучшие традиции советской школы и международный опыт. Мы рассматриваем экспорт образования как полноценную сферу экономической деятельности. Ресурсы национальных проектов «Образование» и «Наука» — это инвестиции в бренд «российское образование», который уже в ближайшие годы должен вернуть себе лидерство в самых престижных мировых рейтингах, — приводит пресс-служба проекта «5-100» комментарий министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова.    
17.10.2019 Читать далее
Вьетнамские школьники приехали в ТГУ на интенсив по русскому языку
Летняя школа 2019 года, которую организовал университет для подростков из Вьетнама, стала четвертой по счету. Участники поездок в Томск – ученики спецшколы имени Чан Фу города Хайфон, которая специализируется на преподавании русского языка для старшеклассников. На базе ТГУ иностранцы совершенствуют свои знания русского. Многие из них потом становятся студентами Томского государственного университета.   Поступить в школу имени Чан Фу можно только по конкурсу, т.е. потенциальные абитуриенты ТГУ из этого образовательного учреждения отличаются высокой подготовленностью и мотивацией к получению высшего образования. Русский язык они изучают с 10 по 12 классы, причем, он является единственным иностранным языком на данном периоде обучения.   – Это дети, ориентированные на поступление в российские вузы. У нас с данной школой с 2015 года заключен договор о сотрудничестве. Кроме приезда вьетнамских школьников в Томск на школу интенсивного изучения русского языка, мы периодически отправляем к ним своих преподавателей. С этого года будем отправлять магистрантов программы «Русский язык как иностранный» на педагогическую практику, в ноябре в Хайфон поедет наш магистрант Татьяна Курьянова, – рассказывает доцент кафедры русского языка ФилФ Светлана Фащанова.     За время летней школы, которая идет сейчас и длится от двух до трех недель, вьетнамские ученики ежедневно по четыре часа занимаются русским языком с преподавателями ТГУ. Ребята не только обучаются русскому, но и знакомятся с городом и университетом. По традиции школа сочетает плотный график обучения и насыщенную культурную программу, которая также отвечает образовательным целям курса: экскурсии, мастер-классы по изготовлению русских национальных игрушек, росписи ложки и многое другое. Одной из самых примечательных экскурсий в этом году стала поездка в Семилуженский острог.   – В этом году к нам приехали 11 человек. Все они – одноклассники, перешли в 11 класс, русский изучали пока всего один год. Но у них уже очень приличный уровень – основную часть речи на слух понимают. Однако вьетнамские учителя не могут объяснить все особенности русского языка и культуры. Особенно это касается страноведения, и мы делаем на этом акцент, готовя программу летней школы. Рассказываем об истории России, Сибири – в частности, о наших известных соотечественниках, – добавляет Светлана Фащанова.   Во время своего пребывания в Томске вьетнамцы также знакомятся с факультетами ТГУ – это помогает им определиться с местом, где они в дальнейшем продолжат образование. В этом году был запрос показать факультеты психологии, журналистики, Институт экономики и менеджмента и Высшую IT-школу (HITS).   Большинство выпускников летних школ выбирают ТГУ для будущего высшего образования. Например, сейчас на бакалаврских программах в ТГУ учатся уже 20 выпускников спецшколы имени Чан Фу из Вьетнама.   Концепция нацпроекта «Образование», утвержденного указом президента России, включает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. Планируется, что к 2024 году количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, будет увеличено в 2 раза – до 425 тысяч человек.  
05.07.2019 Читать далее
Студенты России и Норвегии стали участниками совместного семинара
В Санкт-Петербурге состоялся норвежско-российский летний семинар, который был проведен Санкт-Петербургским государственным университетом на базе кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров в рамках совместного с ТГУ образовательного проекта Optical Probe Sensors at Biological Environments (OPS@BE). Проект спонсируется норвежским Центром интернациональной кооперации в образовании (SIU).   В школе приняли участие студенты и аспиранты из университетов – организаторов проекта и иностранные студенты из Университета Тромсё (Норвегия).    Основной задачей школы было повышение качества образования в области инструментального наблюдения и теоретического исследования спектроскопии и фотохимии флуоресцентных органических, металлоорганических и биологических кластеров. Учащиеся познакомились с современными экспериментальными и теоретическими методами.     Программа летнего семинара включала в себя теоретические лекции и практические занятия, которые проводили преподаватели и сотрудники кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров НИИФ СПбГУ, НИИ химии, площадки РЦ «Физические методы исследования поверхности», ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН.   – Экспериментальная часть школы представляла собой введение в основные принципы современных фотонных измерений органических соединений, металлоорганических кластеров и биологических систем. Практические занятия по наблюдению и регистрации сверхбыстрой флуоресценции были посвящены фотопроцессам в ДНК и комплексам ДНК-лиганд, в частности, фотопроцессам в комплексах ДНК с красителями и металлическими кластерами, – рассказала одна из организаторов семинара, профессор кафедры оптики и спектроскопии ФФ ТГУ Ольга Чайковская.   Теоретические курсы дополняли экспериментальную часть. Лекции были посвящены классическим и развивающимся гибридным методам моделирования наноразмерных и более крупных молекулярных систем, а также вычислениям фотоиндуцированных процессов для обеспечения глубокого понимания электронных и химических свойств крупных молекулярных структур посредством фотофизических и фотохимических процессов, происходящих в присутствии электромагнитных полей и при взаимодействии с окружающей средой.   По плану проекта OPS@BE организаторы проведут еще две научных школы для студентов и аспирантов в России и Норвегии, одна из которых будет проходить на базе ТГУ в 2020 году.   Лекции и занятия на семинаре проводили профессор химии в Университете Тромсё и директор Центра теоретической и вычислительной химии в Университете Тромсё Кеннет Рууд, профессор кафедры оптики и спектроскопии ТГУ Ольга Чайковская, доцент кафедры оптики и спектроскопии ТГУ Владимир Помогаев, доцент кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров СПбГУ Алексей Кононов, старший преподаватель кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров СПбГУ Руслан Рамазанов, старший преподаватель кафедры оптики и спектроскопии ТГУ Иван Конов, инженер-исследователь кафедры общей и неорганической химии СПбГУ Анна Помогаева, доцент исследователь кафедры общей и неорганической химии СПбГУ Елена Грачева, профессор кафедры физики СПб АУ РАН ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН Олег Васютинский, декан ФФ ТГУ Сергей Филимонов.
05.07.2019 Читать далее
ТГУ вошел в группу 101-150 Шанхайского рейтинга по металлургии
Компания Shanghai Ranking представила Шанхайский глобальный рейтинг по предметным областям за 2019 год. ТГУ вошел в группу 101-150 по металлургии, кроме того он третий раз входит в рейтинг по физике (401-500) и второй – по наукам о Земле (401-500).   Шанхайский рейтинг – один из наиболее авторитетных мировых рейтингов вузов. На него, а также на QS World University Rankings и рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education, нацелен федеральный Проект 5-100, в числе лидеров которого Томский госуниверситет.   – Классический университет традиционно силен в инженерно-технических дисциплинах, поскольку сама экосистема ТГУ настроена на развитие междисциплинарности, прорывных направлений науки, взаимодействие с промышленными партнерами. Разработки ученых ТГУ в области биомедицины, материаловедения, физики выполняются, в том числе, в международных коллаборациях и известны во всем мире, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.   Напомним, сейчас в лаборатории высокоэнергетических и специальных материалов ТГУ под руководством профессора Александра Ворожцова ученые работают над получением хладостойкой стали для Газпрома, новая технология будет отрабатываться на базе ТЭМЗа.  Также они разрабатывают высокоазотистую сталь, получение которой возможно благодаря уникальной технологии. Кроме того, ученые лаборатории физики высокопрочных кристаллов СФТИ ТГУ под руководством профессора Юрия Чумлякова создали новый сплав с памятью формы. Он способен составить конкуренцию сплавам никелида титана – самого популярного и востребованного соединения, на основе которого создаются медицинский инструментарий, имплантаты, приводы, термодатчики и другие конструкции. Все эти разработки востребованы в хирургии, онкологии, стоматологии, авиационной, космической, автомобильной промышленности и робототехнике.   В Шанхайском рейтинге – 2019 традиционно хорошие результаты ТГУ продемонстрировал в области физики, войдя в группу 401-500. Это является результатом успешной многолетней работы в проектах мирового уровня. Так, ТГУ – единственный представитель России в коллаборации TOTEM и действительный член коллаборации ATLAS в CERN. Сейчас ученые Томского госуниверситета совместно с немецким национальным синхротронным центром DESY (Гамбург) создают микроскоп для исследования биологических объектов, и первые испытания прибора прошли успешно.   Также группе 401-500 вуз находится и по направлению «Науки о Земле», в том числе благодаря исследованиям окружающей среды (под руководством ведущего ученого в области биогеохимии ландшафтов Олега Покровского). Лаборатория была создана в ТГУ по постановлению №220 правительства РФ.   В 2019 году в Шанхайском рейтинге представлены более 1700 университетов из 86 стран. Лучшие учебные заведения определены на основе пяти критериев: продуктивность научной деятельности; нормализованный по тематическим категориям индекс цитирования; международное сотрудничество; число материалов, опубликованных учебным заведением в лучших журналах; наличие научных наград и премий международного уровня.  Университеты ранжируются по 54 предметам по естественным, инженерным, естественным наукам, медицинским и социальным наукам. При этом эксперты учитывают только высшие достижения вузов, представленные в лучших научных журналах. Библиометрические данные взяты из баз данных Web of Science и InCites.
05.07.2019 Читать далее
Трое китайских студентов с двойными дипломами выбрали магистратуру ТГУ
Десять студентов, приехавшие из Китая учиться в Томском госуниверситете по программе двойных дипломов с Шеньянским политехническим университетом, в июне получили дипломы бакалавров филологии. Трое из них выбрали магистратуру филологического факультета ТГУ для продолжения обучения.   Это значимый результат, отмечает доцент кафедры русского языка филологического факультета Светлана Фащанова. Обычно выпускники стараются продолжить обучение в вузах Москвы или Санкт-Петербурга.   – Возможно, одним из факторов выбора ТГУ в качестве вуза для магистратуры стали повысившиеся позиции университета в рейтингах, а также высокий рейтинг направления «Современные языки» в рейтинге QS (группа 100-150). Кроме того, за последние годы заметно улучшилось сопровождение социальной жизни иностранных студентов благодаря Центру социальной адаптации УМС ТГУ, что не могло не сказаться на качестве их проживания в Томске, – рассказывает Светлана Фащанова.     Совместную программу с Шеньянским политехническим университетом ТГУ реализует с 2010 года. В рамках этой программы китайские студенты первые два курса учатся в своем университете, а на третий и четвертый курс приезжают в ТГУ. По окончании бакалавриата они получают два диплома – китайский и российский.   Первый выпуск таких студентов состоялся в 2012 году. Тогда 12 выпускников получили дипломы по специальности «Филология», всего же за время программы выпустилось 86 филологов с двойными дипломами.   С прошлого года по программе двойных дипломов с Шеньянским политехническим в ТГУ обучаются двое химиков, четверо программистов и один экономист.   Концепция нацпроекта «Образование» включает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Планируется, что к 2024 году количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, будет увеличено в 2 раза – до 425 тысяч человек. В странах-партнерах для детей и педагогов будут созданы 50 ресурсных центров с обучением на русском языке, 18 тысяч иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах.
05.07.2019 Читать далее
ТГУ вошел в 25% сильнейших вузов мира и стал 268-м в рейтинге QS
Агентство Quacquarelli Symonds опубликовало рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings 2020, это один из самых авторитетных рейтингов в академическом сообществе. Томский государственный университет вошел в первый квартиль (25%) сильнейших вузов мира, заняв 268 место. Российскую Федерацию в этом рейтинге представляют 25 высших учебных заведений, ТГУ среди них занял четвертое место.   Томский госуниверситет улучшил прошлогодний результат в QS World University Rankings на 9 пунктов. По мнению ректора вуза Эдуарда Галажинского, чем выше позиции университета, тем глобальнее конкуренция и тем весомее даже небольшое продвижение вперед. В целом за последние пять лет ТГУ поднялся в рейтинге QS на 283 позиции.   – Тот факт, что ТГУ не просто улучшил свои позиции, а вошел в 25% сильнейших вузов мира, подтверждает правильность выбранного нами вектора на формирование экосистемы вуза и на экспорт образовательных технологий. Сейчас эти акценты легли в основу создаваемого в области НОЦа мирового уровня, – подчеркнул Эдуард Галажинский. – Сильнейшие позиции – 29 место среди университетов мира – ТГУ демонстрирует по показателю соотношения между количеством академических кадров и количеством студентов. По мнению составителей рейтинга, это является косвенным показателем высококачественного обучения.     В рейтинге оценивается шесть параметров: академическая репутация, репутация вуза среди работодателей, индекс цитируемости научных публикаций, соотношение числа преподавателей и студентов, доли иностранных студентов и преподавателей.   Сильнейшую позицию – 29 место среди университетов мира – ТГУ продемонстрировал по соотношению между количеством академических кадров и количеством студентов, улучшив прошлогодний результат на 14 пунктов. Заметный рост университет показал по доле иностранных студентов (рост на 21 пункт), став 113-м в мире, и по академической репутации (рост на 19 пунктов) – этот показатель имеет наибольший вес и составляет 40% от общей оценки вуза.   Томский государственный университет впервые вошел в рейтинг QS в 2014 году, тогда он занимал место в группе 501-600. За пять лет вуз все время показывал положительную динамику.
25.06.2019 Читать далее